На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всем обо всем

2 подписчика

Почему мой ребенок не говорит?

Почему мой ребенок не говорит?

Все современные родители хотят, чтобы их дети вовремя начинали говорить, и этот важный аспект развития – не отставать от нормы. Беспокойство по этому поводу начинает расти еще на пороге одного года, если малыш к этому времени еще не произнес своих первых слов.

Задержка речи у детей на сегодняшний день является одним из наиболее частых нарушений у детей раннего возраста, в основном связанных с развитием структур ствола головного мозга.

Однако паниковать рано – зачастую решить проблему помогают время и часы со специалистами: логопедом, логопедом и нейропсихологом.

По существующим нормам малыш к 4 месяцам должен начать реагировать на речь взрослых. К 1 году должны появиться слоги; до 1,5-слова; до 2 лет-фразы. В 3 года ребенок должен уметь говорить хотя бы простыми предложениями. Кроме того, у него расширяется и увеличивается словарный запас, а речь становится более развитой, в ней появляются более сложные речевые конструкции. При большом временном отклонении от этих норм, при отсутствии слов в 2 года и полноценной речи через 3 года, обязательно нужно обращаться к специалистам! И чем раньше, тем лучше.

Причины, по которым ребенок не начинает говорить

Важно знать, что причина задержки речи может быть скрыта как при физиологических расстройства, непосредственно связанные со здоровьем ребенка, а также в социальных (общество, окружающая среда, общее окружение, родители). Возможные причины:

-Индивидуальный темп развития. Следует понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, немного отклоняясь от существующих норм. Если у вашего малыша как-то происходит развитие речи, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно немного больше времени, чтобы «заговорить»;

-Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то не стоит ожидать раннего речевого развития ребенка. Хотя и в этом случае все индивидуально;

Речь у детей-Стресс и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также подавляет развитие речи и в целом неблагоприятно сказывается на психоэмоциональном развитии малыша, провоцируя многие нарушения развития.

Необходимо изолировать ребенка от очага стресса и обратиться к детскому или семейному психологу;

-Чрезмерная опека родителей часто приводит к нежеланию говорить. Действительно, если ребенок понимается по полужесту, а одно из его желаний исполняется, не выражая его, говоря голосом, то, увы, ему незачем напрягаться и начинать говорить. Здесь работает и обратная система – протест. Если вы будете предпринимать ненужные попытки заставить малыша говорить, заставлять его или еще хуже принижать его, это начнет его отталкивать. Во всем надо знать меру;

-Неправильное поведение общества. С ребенком нужно много разговаривать с самого рождения. В эпоху смартфонной зависимости мы все действительно стали меньше говорить и поэтому речевая функция у детей развивается поздно. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, всегда в умеренном темпе и четко. Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Расскажите и опишите ему, что происходит вокруг. Требуйте такого подхода от общества, с которым проводит время ваш малыш. Важно понимать, что гаджеты не заменят человеческое общение, наоборот, они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, сопоставляя речь и вникая в нее;

-Двуязычная семья. У двуязычных детей часто бывают задержки речи.и этим детям обычно требуется больше времени, чтобы понять оба языка и начать говорить. Позже у них часто возникают проблемы с речью из-за языковой путаницы. С детьми-билингвами лучше всего с раннего возраста занимается логопед. И, если возможно, используйте один язык для общения с малышом;

-Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин этого расстройства очень длинный – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Логопед всегда поможет определить причину после постановки диагноза малышу;

-Нарушения слуха. Как правило, это расстройство можно обнаружить еще в раннем детстве, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интереса к звуковым игрушкам или не улыбается на голос мамы. При малейших подозрениях на проблемы со слухом следует немедленно обратиться к специалисту (отоларингологу и неврологу);

-Нарушение зрения. Если эта проблема присутствует у ребенка, ему может быть трудно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, к чему относиться. При этом нарушении, конечно же, срочно к врачу;

-Поражение головного мозга, связанное с родовой травмой, внутриутробными инфекциями, асфиксией, инфекционными заболеваниями в раннем детском возрасте, черепно-мозговыми травмами, поражением ЦНС, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы детского церебрального паралича , и т. д.). В этих случаях понадобится комплексная помощь врачей, логопедов и нейропсихологов.

Важно, чтобы любая причина задержки речевого развитияможно и нужно установить. В зависимости от расстройства на помощь приходят врачи и специалисты, такие как нейропсихолог, психолог, логопед. Чем раньше родители заподозрят задержку речевого развития и обратятся за помощью, тем быстрее и легче начнется развитие речевой функции ребенка и, как следствие, это поможет избежать отставания в развитии других психических функций ребенка. Например, развитие речи напрямую связано с развитием мышления.

Ребенок не говорит в 1 год

Если ребенок не говорит в год, то, скорее всего, ему еще рано волноваться. Если мы имеем в виду прямую речь – слова или словосочетания, то после года ребенок не должен радовать вас широким словарным запасом. Бывают, конечно, случаи, когда уже в год дети начинают говорить, но это скорее исключение, чем правило.

На что обратить внимание и как выявить нарушения речевой функции у годовалого ребенка?

-Посмотрите, как ваш ребенок реагирует на речь взрослого. Ребенок должен слышать призывы к нему, выполнять какие-либо простые задания или реагировать на них, например, недовольством или уместным покачиванием головы;

-Обратите внимание на реакцию на любые звуковые объекты, например игрушки со звуком. Интересуется ли ими ребенок, проявляет ли желание взаимодействовать, поворачивает ли голову в ту сторону, откуда доносится звук;

-Вспомните, как развивается малыш в первый год: когда он начал ворковать, лепетать, первые слоги. В хорошем смысле малыш должен начать «пузыриться» до 3-месячного возраста, лепет должен появиться к 9 месяцам, а после года — без слогов (ба, да, та, ма и т. д.). Если у ребенка к году нет лепета и слогов, он не реагирует на звуки и обращенную речь, стоит обратиться к специалистам и пройти диагностику.

Ребенок не говорит в 2 года

Задержка речи у детей

Как правило, к 2 годам большинство детей (особенно девочки) «разговаривают». Конечно, у них еще нет богатого словарного запаса, но он постепенно растет. Многие дети в этом возрасте говорят фразами или простыми предложениями, но есть и исключения: некоторые дети говорят очень хорошо, включая понятную взрослым речь и сложные/сложные предложения; некоторые остаются в «тихом» режиме. Все дети разные и развиваются по-разному. Нет ничего плохого в том, что ваш ребенок отстает от своих сверстников в каком-либо навыке.

Конечно, очень важно заниматься с ребенком: беседовать, читать сказки, стихи, петь детские песенки и уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Именно они во многом влияют на начало речи. Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на какой стадии развития находится его речевая функция. Как минимум, у него должен быть хотя бы небольшой словарный запас, с которым он периодически работает в диалоге. В противном случае не пренебрегайте посещением специалистов. Начать лучше с логопеда, нейропсихолога и невролога.

Ребенок не говорит в 3 года

По статистике, к 3 годам 80% здоровых детей овладевают речью. Именно на этот возраст следует обратить особое внимание, если ребенок еще не торопится с разговорной речью. Наблюдайте, как растет его словарный запас. Если вы каждый день видите хотя бы небольшой прогресс, то повода для беспокойства нет – ваш ребенок на пути к разговору. В любом другом случае ждать не рекомендуется – необходимо срочно провести диагностику, выяснить причину и приступить к работе. Как правило, занятия с нейропсихологом и логопедом дают положительные результаты довольно быстро, прогресс будет виден уже через несколько месяцев стабильных занятий.

Ребенок не говорит в 4 года

При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен находиться под наблюдением специалистов и работать с ними для начала речи. Отсутствие речи в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Речеворазвивающая работа обычно включает логопедический массаж, логоритмию, звуковоспроизводящие упражнения (артикуляционную гимнастику), активную стимуляцию мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые приемы, активизирующие речевую функцию ребенка.

Обсуждение у детей

Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.

Как помочь ребенку заговорить

Первое, что нужно понять и принять родителям – не игнорировать советы специалистов. Обращаться за помощью следует, как только вы начинаете замечать специфические отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше вы начнете работать над проблемой, тем быстрее и проще вам будет ее решить, пока она не обросла дополнительными сложностями.

Помимо занятий с логопедом или логопедом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, быстрого начала речи в домашних условиях. Во-первых, в семье должна быть спокойная атмосфера. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окружающие ребенка. Занимайтесь с малышом каждый день – это должно быть включено в график обязательных занятий. Уделять 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, хлопьями), развивающие игры — чередуйте все в течение дня. И не забывайте проговаривать каждое действие.

Вы должны постоянно разговаривать с ребенком, даже если занимаетесь чем-то другим. Ребенку необходимо слышать вашу речь и это важно: речь должна исходить от окружающих его людей, телевизор или другой гаджет не сработает, наоборот, только отсрочит начало речи. Возьмите за правило: все электронные СМИ для ребенка табу.

Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок чего-то хочет, попросите сказать это вслух, не выполняйте его желания ни малейшим жестом. Помогите составить просьбу, произнесите слоги несколько раз.

Гуляйте на свежем воздухе, рассказывайте об окружающей среде, водите его в парки, на детские площадки и детские уголки, в общественные места и, конечно же, не пренебрегайте детским садом. Социализация и пребывание в обществе (особенно с болтливыми сверстниками) всегда помогает «молчунам».

Все эти действия должна выполнять не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей вовлечено в эту деятельность, тем лучше.

Подробнее Как быть ответственными родителями здоровых детей?

Ссылка на первоисточник
наверх